Сделки с недвижимостью нужно регистрировать в Росреестре, подавать заявления можно прямо на сайте. Как выглядит интерфейс государственного сервиса, вы можете увидеть сами.
Как было. Регистрация недвижимости
1. Пользователи тратят много времени на оформление заявлений.
2. Люди ошибаются, а система их не поправляет.
3. Нельзя отправить документы пакетом, только по одному.
4. Нельзя отслеживать состояние заявлений.
Интерфейс далек от совершенства. И с этим можно смириться, если пользоваться им раз в год. А если нужно подавать по сто заявлений в день? Цифра не гипотетическая, это реальность для риелторов и сотрудников банков. Они используют сайт Росреестра как профессиональный инструмент. И этот инструмент неудобен.
Наш заказчик решил исправить эту ситуацию и разработать профессиональный сервис для работы с заявлениями в Росреестр.
Разработать прототипы и дизайн продукта, который значительно упростит процедуру работы с заявлениями. Как это сделать? Взять и сделать. Есть план, есть процесс, опыт, руки и головы.
Позволим себе немного лирики. Почему вот это «взять и сделать» в одном случае приводит к результату, который, скажем мягко, далек от совершенства, а в другом — четко соответствует и требованиям заказчика, и представлениям пользователей о прекрасном?
Секрет прост. Половина успеха зависит от заказчика. И здесь нам повезло.
Со стороны заказчика в проекте принимали участие пять человек:
Все пятеро участвовали во ВСЕХ созвонах, презентациях и обсуждениях. Все решения принимали за десять минут. Если в команде возникали разногласия, проводили голосование — тоже сразу и не подвергая сомнению решения большинства.
Когда голоса делились два на два, шел торг за решающий голос: «в прошлый раз я за тебя голосовал, теперь ты за меня». В шутку, конечно.
Вводные документы стали для нас приятным сюрпризом. Это было идеальное ТЗ. Никто его никогда не видел — а вот нам повезло. Это был документ, в котором все понятно и которым можно пользоваться как справочником. Вопрос по работе сервиса? А вот же в ТЗ все разжевано. Погнали дальше.
Понятно, что техзаданием дело не ограничивалось. У нас был пользователь-эксперт, который работает с сайтом Росреестра в том самом режиме — «сто заявлений в день». Быстро найти нескольких респондентов не удалось, все-таки продукт профессиональный и узкий. Но один — больше нуля.
Эдуард показал нам, как он работает с сайтом Росреестра. Он создает шаблоны в «Ворде» и оттуда копирует информацию в заявления. Это натолкнуло нас на мысль — предусмотреть возможность создания шаблонов и копирования информации из готового заявления в новое.
Когда мы сделали две трети прототипов, провели тестирование. Эдуард остался доволен результатом: «Если все это будет реально работать, это будет очень-очень круто и значительно облегчит мне жизнь!» (цитата по памяти).
Выглядит слишком просто? Погодите. У нас во всей этой истории участвовало семь человек:
Как вы видите на плане, дизайн начался раньше, чем закончилось проектирование. В какой-то момент на проекте одновременно работали два проектировщика и три дизайнера.
Проектировщики работали параллельно и независимо — каждый занимался своим разделом. При этом удалось сохранить согласованность данных в интерфейсных решениях.
Менеджер дирижировал этим оркестром, а заказчик — с удовольствием похвалим его еще раз — понимал и принимал работу поэтапно.
Сейчас, сейчас будут. Итак, сразу после общения с Эдуардом мы сделали структуру интерфейса на примере ключевых страниц.
Бывает, и довольно часто, что не все документы и данные, необходимые для заполнения заявления, есть сразу. Но что-то есть.
Мы разбили создание заявления на несколько шагов — в зависимости от типа заявления. Пользователь может переходить между этими шагами в любом порядке и заполнять только те поля, для которых данные уже есть.
А еще — заполнять шаг данными из предыдущих заявлений.
После создания заявления предусмотрели дополнительную проверку всех введенных данных. Незаполненные поля или неправильно введенные данные подсвечиваются красным цветом. Система не дает отправить заявление с ошибками.
Все изменения, исправления, дополнения можно сделать прямо на странице проверки, не надо возвращаться назад и прыгать по шагам.
В процессе работы мы обнаружили, что для каждого заявителя (не пользователя, а именно заявителя!) требуется личная электронная цифровая подпись. Мы добавили сервис по выпуску ЭЦП, который позволяет выполнить это действие на любом этапе — перед началом заполнения, в процессе или перед отправкой.
На картинках выше вы видели макеты уже в дизайне. Рассказываем, как это было. Дизайн стал в этом проекте самым сложным и тревожным этапом. Сразу после начала работ «Собака» осталась без штатного дизайнера. Что делать? Фрилансеры спасут. Или все испортят, это смотря как с ними работать.
Мы сделали так.
Заказчик выбрал третий вариант. С оговоркой — только не розовый!
Про работу с дизайнерами, кстати, нам есть что рассказать.
Поиск по заявлениям
Не до конца заполненное заявление с комментарием руководителя
Один из шагов
Картинки вы видели. Прототип — по ссылке. Но мы оцениваем результат по другим критериям.
Профессиональный заказчик — профессиональный результат. Что тут еще скажешь?
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.