Дизайн, Интранет, Разработка мобильных приложений, Юзабилити
7 декабря 2017 Кирилл Шмарковский , Октопод Профессиональные сервисы

Дизайн B2B интерфейсов для больших клиентов

заказчик

Компания «Газпромнефть-БМ» производит дорожные, строительные и кровельные битумы, полимерно-битумные вяжущие и другие материалы на основе битума суммарным объемом 1,7 млн. т. в год.

задача

Разработать дизайн интерфейсов (Web+Mobile) системы взаимодействия компании с её потребителями

 

На недавно прошедшей церемонии присуждения премий Tagline одна из выполненных нами работ получила серебро в номинации «Мобильные утилиты».

Работа была сделана для компании «Газпромнефть Битумные Материалы» — дочки «Газпромнефти».

В рамках этой работы мы разработали интерфейс (для мобильных устройств и компьютеров) для взаимодействия компании с ее потребителями. 

Нам представляется полезным рассказать об этой работе по следующим причинам:

  1. Данный проект — пилотный для всей компании Газпромнефть и, как мы надеемся, получит распространение в других дочках и структурных подразделениях. А значит в той или иной мере затронет множество компаний и людей.

  2. Он вполне обычен по своему назначению, но имеет некоторые особенности и связанные с ними задачи. Возможно, наш вариант их решения покажется интересным другим разработчикам.

 

НЕМНОГО О КОМПАНИИ И КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ.

Компания «Газпромнефть-БМ» производит дорожные, строительные и кровельные битумы, полимерно-битумные вяжущие и другие материалы на основе битума суммарным объемом 1,7 млн. т. в год.

 Для понимания масштаба — если весь этот объем использовать в строительстве автодорог, то его хватило бы для строительства четырехполосной автомагистрали длиной 16 тыс км (это примерно как от Москвы до Хабаровска и обратно).

 

 Надо сказать, что «Газпромнефть» активно развивает направления, связанные с высокими технологиями. В области работы с большими данными (например — в задачах, связанных с сейсморазведкой) компания активно сотрудничает с Яндексом (Яндекс-Терра).

В середине 2017 года компания открыла в Санкт-Петербурге Центр управления эффективностью переработки и сбыта, в основе работы которого лежит концепция «Цифровых двойников» (Digital twins) — динамических цифровых моделей физических объектов и систем.

 Газпромнефть-БМ имеет собственный Научно-исследовательский центр в Рязани, разрабатывающий инновационные материалы.

  

КАК ВСЕ БЫЛО УСТРОЕНО РАНЬШЕ

Разумеется, необходимо, чтобы остальные части единой системы функционирования предприятия были способны поддерживать использование этих инноваций.

Традиционно для большинства компаний сбытовые подразделения и методы работы с контрагентами весьма консервативны.

Это вполне объяснимо — слишком чувствительная область, любые даже самые прогрессивные на первый взгляд изменения здесь могут дать неожиданно негативный эффект.

Но однажды наступает момент, когда изменения становятся совершенно необходимы.

 

Бизнес «Газпромнефть-БМ» построен так:

Продукция отгружается с трех заводов в центральной России (Москва, Ярославль, Рязань), с Омского завода и завода в Казахстане.

Понятно, что клиентами компании являются крупнейшие строительные компании по всей России.

Список клиентов — достаточно постоянный, работа с контрагентами строится вокруг периодически повторяющихся запросов и поставок, с небольшими вариациями.

Вариативность обусловлена спецификой поставляемого материала и в некоторых случаях предполагает поставку непосредственно на место строительства. При дорожном строительстве, например, это означает постоянно изменяющееся место доставки. 

Прием заявок от контрагентов традиционно шел прежде всего по телефону или через e-mail.

Учет строится на базе продуктов 1С.

Вся информация по заявкам вносилась вручную, прямой связи заявок с отгрузками, учетом взаиморасчетов и другой связанной информацией не было.

 Очевидно, что такая система вызывает некоторые проблемы, связанные с человеческим фактором с обеих сторон — люди забывают, ошибаются, болеют, меняются.

 

 Очевидным решением было перенесение коммуникации в электронную форму.

С тем, чтобы клиенты могли заполнять формы заявок в режиме онлайн, одновременно получая доступ к информации об их статусе, факте отгрузок и актуальному местонахождению груза, истории поставок, сопроводительной документации и т.п.

 Исходя из этого наш клиент сформировал базовый набор требований к системе:

  • Размещение планов и заявок на поставку продукции.

  • Отслеживание статуса заявок и информация об отгрузках по заявкам.

  • Графики отгрузки продукции.

  • Отслеживание поставок и мониторинг автотранспорта на карте в реальном времени.

  • Финансовая информация контрагента и сопутствующие документы.

  • Уведомления пользователя об изменении статусов отгрузок и необходимых платежах.

  • Новости, форма обратной связи и другие вспомогательные функции. 

Нашей задачей стал углубленный анализ бизнес-требований и разработка пользовательского интерфейса в соответствии с ними.

 Некоторые особенности работы состояли в следующем:

  1. Вовлеченность в проект нескольких бизнес-подразделений клиента, имеющих собственные наборы бизнес-требований. Иногда «перпендикулярных» друг другу.

    В некоторых случаях необходимо было учесть их в рамках одной интерфейсной страницы. При этом — избежать дублирования информации и обеспечить высокий уровень информативности и «читабельности».

    Соответственно, весьма существенной частью работы стало итерационное согласование этих требований. Инструментом и конечным результатом этой работы стало весьма объемное (более 100 страниц) и подробное описание интерфейсов, их логики работы.

    Примеры.

    Веб:

 

Мобильные устройства

 

2. Необходимо было обеспечить полную функциональную идентичность работы интерфейса клиента на экранах компьютеров и мобильных устройств — как планшетов, так и смартфонов.

Разумеется, при этом стояла задача обеспечения и единства пользовательского опыта — для компьютеров и мобильных устройств. Клиентам должно быть одинаково удобно и привычно работать как в офисе, так и «в поле».

И, конечно, требования корпоративного стиля тоже были нами учтены.

Вот что в итоге получилось.

Например, так выглядит процесс составления и прохождения новой заявки:

На вебе:

 

 А так - на мобильном устройстве:

 

Посмотреть некоторые стандартные кейсы работы с веб-интерфейсом можно в проморолике, снятом «Газпромнефть-БМ» для кампании перевода контрагентов на новый интерфейс взаимодействия. 

https://www.youtube.com/watch?v=BOorqMHxznY

 

РЕЗУЛЬТАТ:

Мы были бы очень рады написать здесь, что в результате перехода на новый интерфейс взаимодействия улучшился целый ряд KPI бизнеса компании.

К сожалению, работы по программной части проекта еще не завершены и он не запущен.

Так что Stay tuned, мы обязательно расскажем об этом позже!..

 

 

 


Перейти на сайт
Узнать цену

Обсуждение