Плюсы:
Минусы:
Плюсы явно перевешивали минусы, а технически сложных решений мы не боимся. Первым делом приступили к изучению.
В общем виде все выглядело так. Система берет из указанного места аудиозаписи звонков. Затем при участии пользователя проверяет записи: сверяет голос с «черным списком» и анализирует кластеры из нескольких десятков разговоров для поиска «аномалий». Кластерный анализ проводится по двум алгоритмам — для повышения точности.
Как мы уже говорили, пользователь у нас один — инженер-безопасник. Это профи, готовый разбираться в системе. Заказчик предоставил нам основные сценарии использования системы, мы обсудили их и детализировали до уровня, на котором можно создавать прототипы.
В общем виде пользователь взаимодействует с системой так: сначала дает задание для проверки фонограмм, а потом смотрит на результаты — есть ли подозрительные записи, или проверка прошла без инцидентов. Мы не стали изобретать велосипед и искусственно усложнять систему. Выбрали табличный формат отображения задач, хорошо знакомый инженеру, и дополнили эту таблицу сортировкой, фильтрацией, диалогом запуска задач и прочими элементами управления.
По эскизам мы вместе с заказчиком прошли все сценарии. Что-то уточняли и корректировали, но в целом интерфейс сложился, и мы перешли к детальному проектированию.
Выглядит простовато? Да, все так. Получилось просто. Но история на этом не закончилась.
Как мы уже говорили, продукт находится в стадии формирования. Когда смотришь не на набор букв в ТЗ, а на рабочий прототип, видение продукта меняется. В нашем случае заказчик решил, что система может функционировать сама — с минимальным участием пользователя. Администратор настраивает правила — запуск регулярных проверок, — а потом получает уведомления, если что-то идет не так. Это почти не влияет на ядро, но смещает фокус во взаимодействии — вместо того чтобы регулярно проверять задания, нужно реагировать на инциденты.
Идея более чем здравая. Для нас это означало, что надо вернуться к обсуждению функционала, проработке сценариев и созданию эскизов. Вводные от заказчика были уже не такие четкие и строгие — ведь идеи появлялись буквально на ходу, — и мы использовали простой, но очень эффективный способ зафиксировать требования.
Принципиальное отличие видно уже на эскизах. Вместо истории проверок — история событий. Плюс краткая сводка в верхней части экрана. И логика работы инженера — не смотреть отчеты, а реагировать на события. Можно переходить к деталям и цвету.
Панель управления — основной экран — это что-то вроде ToDo-листа. Инженер открывает страницу и видит, что ему нужно сделать, какие события обработать.
Детальное проектирование профессионального интерфейса — это работа с незаметными на первый взгляд мелочами. Расскажем про них.
Сводный отчет по проверкам мы выполнили в виде диаграммы. В нашем примере заметных аномалий нет, и инженер не будет фокусироваться на этой части экрана. Но, если график будет неравномерным (например, произойдет внезапный скачок количества инцидентов), пользователь поймет, что случилось нечто серьезное: утечка данных, брешь в системе безопасности или иное событие, которое требует отдельного расследования.
События распределены по трем группам: сравнение с черным списком, проверка кластеров по ID и проверка кластеров по голосу. Указан статус: новое событие (без пиктограммы), в процессе проверки (часы) и обработано (галочка). Так инженер сразу видит, где еще требуется его участие, а где он уже сделал свою работу.
Подозрительная фонограмма выводится на экран вместе с фонограммой из черного списка, чтобы инженер мог сравнить две записи. При поиске аномалий в кластерах ситуация похожая, но в этом случае нужно сравнить подозрительную запись с записями из других кластеров.
Цвет на осциллограмме показывает, где начинается и кончается голос звонящего — инженер слушает именно его. Серые участки — голос оператора, его инженеру не слышно.
Предусмотрен альтернативный сценарий работы с системой — история проверок.
Здесь акцент смещен на временной срез. Можно посмотреть отчет за определенный период и обработать инциденты внутри этого периода. Это актуально, когда проверки проводятся, например, не ежедневно, а раз в неделю.
Еще один сценарий — ручная проверка.
Все примерно так же, как и при автоматической проверке. Просто исходная точка другая — у нас появился новый черный список, и мы хотим проверить по нему наши старые фонограммы.
Конечно, нужен экран настроек.
Здесь стоит упомянуть про «интеграцию». Система без проблем интегрируется с любым модулем аудиозаписи — нужно лишь указать источник фонограмм. Разговоры всегда записываются в два канала: в одном — голос звонящего (его-то мы и проверяем), во втором — голос оператора контакт-центра (нас это не интересует).
При выборе источника фонограмм возможны два варианта. Первый — когда в каталоге лежит конфигурационный файл, и наша система оттуда считывает, какой канал нужно анализировать.
Второй случай — когда конфигурационного файла нет. Тогда система предложит инженеру прослушать несколько записей и указать канал вручную.
Про дизайн Эстетика профессиональных интерфейсов — тема для отдельного разговора. Пока обойдемся без советов, рекомендаций и принципов, просто покажем пример. Сначала наш интерфейс — уже вторая версия — выглядел примерно так.
Мы сделали две итерации в таком дизайне и поняли: когда объем контента растет, картинка «разваливается». Что это значит? Акценты смещаются и оказываются не там, где нужно. Недостатки хорошо видны.
Вы заметили, что в этой истории совсем нет реальных людей — то есть пользователей? Это особенность проектирования профессиональных интерфейсов. Попросту некого спросить: «А что вам неудобно при сравнении фонограмм?» Приходится опираться на собственную экспертизу и здравый смысл.
Но есть нюансы. Профессиональный интерфейс — продукт не одноразовый. Людей, которым он нужен, меньше, но используют его чаще и плотнее. Поэтому в идеале UX-решение надо проверять на этих реальных людях. И адаптировать под них. Сделать это один раз недостаточно. Суть в том, чтобы делать это постоянно. Выпустить продукт, получить фидбек, улучшить интерфейс или изменить его радикально.
Мы не питаем иллюзий, что создали идеальный интерфейс. Да, мы старались. Да, мы профи. Но именно наш профессионализм требует честно сказать: не бывает идеальных решений. Что не так — пока неизвестно, это станет понятно, когда системой начнут пользоваться.
В этом суть развития профессиональных интерфейсов и их основное отличие от интерфейсов массового обслуживания.
Спроектированный интерфейс — да, как всегда. В этой истории любопытно то, что в процессе работы над визуальной частью заказчик додумал и доформировал продукт. Точнее, его первую версию с достаточно качественными интерфейсами, которые неизбежно будут изменяться по мере расширения функциональных возможностей и после фидбека от реальных пользователей.
Идеи нужно визуализировать. Даже если это «всего лишь» интерфейс чисто технической системы. Нельзя сказать, что команда «Собаки Павловой» создала продукт от начала и до конца, но лапу мы приложили к этому делу. Помогли заказчику оформить свой замысел в графике и увидеть, что идеи стоящие, их можно реализовать, они не усложнят, а наоборот, упростят работу с системой.
Подробнее на сайте.
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.