Вводная задача от заказчика
В розничной сети kari, созданной в 2012 году бывшим владельцем «Эльдорадо», около 900 магазинов, и это крупнейший импортер и продавец
обуви в РФ. Торговые точки ритейлера расположены по всей России, а также в Казахстане, Белоруссии и на Украине. В год сеть продает 25 миллионов пар обуви, а ее выручка составляет более 23 миллиардов рублей.
kari пришел в Aero с амбициозной задачей. За полгода нужно было не просто создать витрину интернет-магазина, но и провести интеграции, необходимые для отображения в каждом городе актуального ассортимента, складских остатков и цен, реализовать возможность оформлять заказ на самовывоз, внедрить систему трекеров, информирующих о статусах заказов, а также синхронизировать сайт с программами лояльности и запустить email-рассылки.
В дальнейшем планировалось осуществлять доставку по всей России и странам присутствия и значительно расширить функционал сайта.
Несмотря на то, что у kari был собственный отдел разработки, компания решила привлечь внешнего партнера, который реализовал бы проект с нуля и «под ключ» и обеспечил бы поддержку и развитие его в дальнейшем.
Обозначим основных этапы реализации проекта:
Разработка и запуск сайта в режиме витрины. Проведение интеграций, касающихся номенклатуры.
Реализация возможности заказа товара «самовывозом». Проведение нескольких интеграций:
С кассами в точках продаж, куда поступают заказы интернет-магазина, минуя колл-центр и CRM-систему.
С программой лояльности.
С сервисами SMS- и email-рассылок.
Запуск услуги доставки и подключение рекомендательных сервисов. Данный этап реализации проекта еще не завершен.
Немного подробнее расскажем о процессе и нетривиальных задачах, обусловленных, прежде всего, масштабом проекта.
Синхронизация складских остатков
Ассортимент, складские остатки и цены в разных магазинах kari отличаются, причем иногда даже в пределах одного города. Чтобы отображать актуальную информацию по каждому из 900 магазинов, мы организовали возможность автономной работы с ассортиментом каждой розничной точки.
Заходя на сайт интернет-магазина, покупатель подтверждает свое местонахождение и в течение дальнейшей работы с сайтом видит только те товары, которые можно купить хотя бы в одном магазине его города. Фактически для каждого города в четырех странах существует «индивидуальный» каталог со своей сложной логикой учета наличия товаров, и все они обновляются раз в 15 минут.
Синхронизация цен
Сложнее было решить вопрос с синхронизацией цен, поскольку необходимо было, с одной стороны, проинформировать покупателя о стоимости товара, но, при этом, поддержать уникальную для каждого магазина ценовую политику. Непонятно было, что делать с различающимися ценами на товары в магазинах, расположенных в пределах одного небольшого города или районного центра.
Конечная стоимость заказа формируется только на этапе его оформления в корзине и зависит от конкретного магазина, в котором совершается покупка, от действующих акций, скидок и бонусов участников программы лояльности, которыми можно оплатить часть заказа.
Интеграция с кассовыми терминалами
Обычно в интернет-магазине обработка заказов происходит в CRM и ERP-системах. Однако в kari не предполагалось создания специального отдела для обработки интернет-продаж, а имеющийся колл-центр работал только с входящими вызовами и проблемными заказами.
В связи с этим было принято решение интегрироваться непосредственно с кассами в магазинах. Для этого пришлось сделать отдельный интерфейс под кассовые терминалы.
Теперь, когда клиент заказывает балетки с самовывозом в магазине, прямо на терминал в отдельную вкладку «интернет-заказы» приходит соответствующее уведомление. Менеджер торгового зала, получив оповещение о новом заказе, приступает к его обработке. Схема не только серьезно экономит ресурсы компании, но и требует минимального участия персонала. Не нужно вносить данные в CRM и ожидать подтверждения заказов операторами, а «сборка» заказа производится продавцами в тот момент, когда у них есть свободное время.
Разработанная система получилась достаточно удобной и легко масштабируемой: менее чем за сутки можно «развернуть» новый розничный магазин со всей системой и ПО.
Высокая нагрузка
Месячная посещаемость ресурса kari.com составляет более 2 миллионов человек.
Мы разработали горизонтально масштабируемую кластерную архитектуру, и теперь у kari 7 серверов: два сервера приложений для выполнения программ и скриптов, два сервера баз данных, elasticsearch сервер, который занимается индексированием данных для построения каталогов и меню и обеспечивает работу фильтров и поиска, сервер кэширования данных и сервер-балансировщик, который распределяет нагрузку между другими серверами.
Интеграция с системой лояльности и скидочной системой
За два года количество участников программы лояльности выросло в 6 раз, с 2 до 12 миллионов человек, только 10 миллионов из которых находятся в России.
У kari картами лояльности являются не обычные карточки с номером, а полноценные платежные карты MasterCard, что в разы увеличивают требование к безопасности. Эмитентом карт является Центр Финансовых Технологий (ЦФТ), именно с ним пришлось интегрироваться. Это был непростой процесс, так как под разные действия в программе лояльности у ЦФТ предусмотрены разные API. Например, запрос баланса карты мы проводим через один API, а включение параметров, например, «удвоенных бонусов» — через другой.
Учет и расчет скидок также представляет собой сложную систему. Промоакции kari могут охватывать не все торговые точки, а работать только в определенных городах или даже отдельных магазинах.
«Переходы статусов» в email и SMS-уведомлений
Наиболее простым в реализации процессом оказалась настройка SMS- и email-уведомлений. Они используются для подтверждения контактных данных пользователя, верификации карты лояльности и рассылки статусов заказа. Типы SMS-сообщений различаются по важности и срочности. Важные и срочные сообщения обходятся компании дороже, но подкрепляются гарантиями оперативной доставки до адресата.
Кроме того, мы реализовали сложную систему «триггеров», которая управляет отправкой уведомлений клиенту при смене статуса заказов: например, после того как заказ обработан, собран и готов к оплате и так далее.
Результаты сотрудничества
За 2016 год:
х3.5 — рост количества заказов за год.
х2.5 — рост конверсии за год.
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.