«Бери Ру». Простой сервис – реализованные сложные решения.
Данный кейс посвящен разработке уникального финансового сервиса в сфере микрокредитования по модели Time&Material. Мы постарались рассмотреть реализацию проекта как глазами заказчика, так и глазами разработчика.
Со стороны заказчика – руководитель проекта «Бери Ру» Дмитрий Гришин.
Со стороны разработчика – руководитель студии «Моризо» Андрей Свинцов.
Идея проекта:
Изначально у заказчика был успешный опыт в традиционном бизнесе, оказывающем услуги по микрокредитованию населения. Однако тормозом в ускоренном развитии оффлайнового бизнеса были высокие издержки на экспансию в регионы. Необходимость постоянного расширения штата, высокие расходы на аренду помещений и на рекламную активность привели к мысли о создании онлайн-сервиса.
При первичном анализе рынка оказалось, что в первую очередь финансовые сервисы представлены игроками рынка Foreх и онлайн-банкингом в различном виде. Что касается микрокредитования, то значимая часть уже существующих ресурсов, по сути, представляла собой перенос определенных функций по первичному привлечению заемщиков в интернет.
По итогам детального анализа рынка и конкурентной среды было принято решение о разработке сервиса, ключевыми преимуществами которого будут простота и удобство, как для заемщика, так и для компании-кредитора.
Дмитрий Гришин: Многие компании, вышедшие на этот рынок, уже прекратили свое существование, изначально сделав ставку на неверную модель.? Множество сложных процедур по оформлению заявки, проверке заемщика и прочее привели к тому, что потребитель отказывается от такой услуги. ?«Бери Ру» изначально взяло за основу принцип простоты. Простоты в каждом шаге - начиная от заполнения заявки на кредит и заканчивая повторной выдачей и погашением задолженности.
Начался поиск исполнителя, способного реализовать такой проект. Одним из потенциальных подрядчиков стала студия «Моризо».
Со стороны «Бери Ру» было четкое понимание финансовой составляющей проекта, бизнес-составляющей проекта, частично архитектуры сервиса и его технической реализации.
?Со стороны студии была экспертиза по технологическому решению.? Симбиоз этих факторов привел к удачной реализации проекта.
Изначально ключевой характеристикой реализации проекта стал фактор экономии времени на разработку. И тогда команда «Моризо» предложила работать по модели Time&Material.
Андрей Свинцов: После нескольких этапов переговоров мы вместо того, чтобы тратить время на разработку, согласование и внедрение ТЗ предложили работать по методологии Scrum.
Забегая вперед, скажем, что предварительная оценка стоимости проекта в итоге оказалась сопоставимой с тем бюджетом, который был изначально выделен на разработку. Но при этом в случае классической разработки время на создание сервиса составило бы на 30% больше затраченного.
Говоря о работе по модели Time&Material , с точки зрения управления проектом самым узким местом стало умение доверять друг другу на scrum-митингах. В нашем случае — на стороне клиента был адекватный PM, который полностью взял на себя ответственность по проекту со стороны заказчика. И был наделен соответствующими полномочиями.
Дмитрий Гришин: Основные сложности работы по scrum — спустя некоторое время наступает расслабление у разработчика. И задача PM — стимулировать студию и контролировать промежуточные шаги. Только тогда ты получаешь нужные тебе результаты в заранее установленные сроки.
Реализация проекта:
Самым важным условием было то, что разработка велась параллельно по нескольким направлениям. То есть дизайнерское решение проекта создавалось одновременно с программными разработками.
В ходе совместных обсуждений было принято решение делать проект на собственном движке, а не на готовой CMS. Конечно разработчики «Моризо» использовали общедоступные фреймворки, но при этом столкнулись с тем, что ряд требований было невозможно реализовать на готовых решениях.
Дмитрий Гришин: «Отказ от готовой CMS избавил нас от избыточного функционала и необходимости подстраиваться под особенности системы. В результате мы получили в сопоставимые с разработкой на готовой CMS сроки уникальное индивидуальное решение.»
Дизайн проекта:
Проект оценивался заказчиком по четырем основным характеристикам: простоте, быстродействию, отказоустойчивости и масштабируемости.
Изначально создание элементов фирменного стиля было отдано на откуп брендинговым агентствам. Но в итоге все их решения оказались несоответствующими параметру «масштабируемости». Множество предложенных вариантов дизайна ограничивало его применение. И тогда было решено предложить студии «Моризо» разработать собственную дизайн концепцию.
Дмитрий Гришин: В «Моризо» мы получили именно тот вариант, который нас не ограничивал в использовании идеи бренда.
Дизайн сайта:
На этапе прототипирования было потрачено много усилий на проектирование и разработку форм. И это привело к тому, что, как показал анализ пользовательского поведения, процент отказов минимален.
Техническая реализация:
В первую очередь это многозвенная архитектура и физически, и софтверно. Важно отметить, что в процессе разработки была произведена не просто стыковка программных модулей друг с другом, а создано единое решение по принципу «одного окна» для клиента-андеррайтера, клиентских менеджеров и для владельцев сервиса «Бери Ру».
Андрей Свинцов: Скоринговое решение заказчика подразумевает проверку заемщика по многочисленным базам. Начиная с Бюро кредитных историй и заканчивая более закрытыми. Формально многие из них обладают открытым API. Но в реальности каждая интеграция подразумевала кропотливую работу. На некоторых сервисах мы затратили до двух недель времени на дебаг-сессию.
Результат: Все рабочие процессы на сайте проходят в одном дешборде. Начиная с первичного попадания потенциального заемщика в систему и заканчивая повторной выдачей кредита. Помимо интеграции с базами данных сотрудники бек-офиса получили возможность просмотра полной клиентской статистики и истории, а в случае необходимости и дозвона до заемщика из своего веб-интерфейса.
Руководство компании получило еще и уникальную систему отчетности, позволяющую просматривать статистику движения денежных средств в системе и строить управленческую отчетность в режиме онлайн.
Итоги глазами заказчика:
Первоначально система тестировалась на 14 регионов. По всем заявленным параметрам мы получили ожидаемый результат. Сайт работает с высоким уровнем конверсии.
Что касается бек-офиса, то наш небольшой штат получил возможность не просто обслуживать текущий поток входящих обращений, но и приложить усилия к региональной экспансии.
Итоги глазами студии:
Мы получили качественный опыт в двух направлениях:
Первое – это разработка финансового сервиса собственными силами. От дизайн-концепции до многочисленных интеграций.
Второе – работа по системе time & material , которая позволяет оптимально использовать ресурсы студии в рамках жёстких лимитов по срокам разработки.
Особенности проекта:
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.