Центр информационной безопасности перепробовал несколько CRM-продуктов от именитых производителей, которые активно рекламируют себя и обещают взрывной рост эффективности работы отдела продажи и увеличение прибыли.
Но ни одна система не удовлетворяла потребностям компании: всем им то не хватало гибкости, то необходимого набора функций. ЦИБу требовалась не только хорошая система управления клиентами, но также было важно улучшить взаимодействие внутри структурных подразделений организации.
Григорий Ивашкин,
руководитель коммерческого отдела ЦИБ:
«Главная наша потребность заключалась в автоматизированном согласовании договоров и ведении контактной базы. Более менее с этим справлялись различные программы. Мы использовали готовые разработки, а также пытались сами создавать свое программное обеспечение. В дальнейшем пришлось отказаться от них всех, так как ни одна система не обладала необходимым функционалом. Кроме того, с ростом численности сотрудников у руководителей возникла потребность следить за этапами выполнения проектов. Поэтому мы решили обратиться за разработкой индивидуальной XRM к профессионалам».
Специалисты Adelfo уже разрабатывали системы автоматизации для 2GIS. Подробно опросив заказчика, команда встала перед выбором: внедрить готовые системы наподобие SAP, либо с нуля создавать систему самим. От готовых решений команда отказалась, так любой готовый бизнес-софт стоит дорого, а внедрение и отладкапроходят долго и за дополнительные средства. Поэтому выбрали самостоятельную разработку XRM.
Все началось с аналитики, то есть глубокого изучения структуры компании, рабочих процессов, выявления «узких» мест и т.д. После чего специалистам Adelfо пришлось закрыться в кабинете на пару недель, чтобы переосмыслить весь материал и создать схему, которая раскрывала суть всех бизнес-процессов компании.
После того, как заказчик утвердил схему, за дело взялись разработчики.
Проект будущей XRM-системы был создан в Axure. Это удобный инструмент для создания прототипа, особенно если ему нужно «прикрутить» множество разных функций. Данный этап требует большого внимания, ведь если что-то упустишь, то потребуется много времени на исправления. Проект создавался около месяца. За это время были проработны все основные блоки будущей XRM.
Блок клиентов и блок задач составляли костяк будущей системы. Отдельно был разработан блок проектов и задач по ним. Именно эта часть системы призвана упростить работу внутри организации. Также был добавлен раздел аналитики, чтобы система могла отобразить качественные и количественные показатели работы в графиках.
Так выглядит прототип XRM:
Антон Пронский,
руководитель проектов Adelfo Development:
«Сначала интерфейс XRM-системы получился высоконагруженным и вызывал сложности как при навигации внутри, так и при непосредственном выполнении рабочих процессов, что могло вызвать негативный пользовательский опыт, который вряд бы ли повысил эффективность работы сотрудников. Мы решили упростить интерфейсы, для чего были проанализированы десятки существующих CRMок. В результате анализа мы добились перехода UML-диаграмм, созданных на первом этапе проектирования, в качественный дизайн: удобный и приятный в использовании. Важно было создать такую XRMку, которая бы отражала логику конкретно этого бизнеса, а также была бы понятной пользователю».
Прототип был успешно утвержден заказчиком, и начался активный этап программирования.
К разработке XRM были привлечены наиболее квалифицированные специалисты компании. Это и менеджеры, и программисты, и дизайнеры. Система создавалась с помощью Zend Framework. На разработку ушло около двух месяцев, после чего началось ее тестирование.
То, что система спроектирована непосредственно под потребности компании не означает, что внедрение пройдет легко и быстро. Коллективу нужно время, чтобы выйти из зоны комфорта, ведь с бумагой работать привычнее. Во многих организациях инициатива по внедрению XRM затухает в самом начале, так как переход на автоматизацию связан с некоторой ломкой стереотипа в работе.
Иван Ситьков,
руководитель проектов ЦИБ:
«Все новое и непонятное всегда настораживает сотрудников, но мы быстро прошли болезненный этап внедрения, поскольку уже убедились, что система очень удобная и отвечает нашим потребностям. Действующая версия XRM больше приспособлена для отдела продаж. В дальнейшем система будет расширена еще одним модулем, который разработают в Adelfo Development для отдела логистики».
XRM-система уже запущена в работу сотрудников ЦИБ. Команда Adelfo внимательно следит за тем, как коллектив осваивает XRM и собирает отзывы и пожелания на будущее. Надеемся,что специалисты ЦИБ будут улучшать показатели работы и приводить новых клиентов.
А так выглядит готовая XRM-система:
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.